ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ

История кафедры психологии

История кафедры психологии, выполняющей в течение последних десятилетий роль центра становления военно-психологической науки, совпадает с общим событийным фоном развития психологии в нашей стране.

Здание Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Сегодня - Военный университет (г. Москва)

Интерес к военно-психологическим знаниям как компоненту педагогической и управленческой культуры военного руководителя возник с первых лет организации подготовки кадров политработников для Красной Армии.  Становление военной психологии связано с Военно-политической академией им. В.И. Ленина. Первоначально отдельные военно-психологические вопросы рассматривались в рамках таких учебных дисциплин, как «Политическая работа», «Марксизм», «Анатомия», «Физиология», «Биология» и «Педагогическая психология».

 В 20-е годы в академии проводится психологическое и социально-психологическое изучение (устные и письменные опросы) личного состава как объекта воспитательной работы выпускников академии. В 1924 г. создается военно-научное общество, участники которого исследуют вопросы психологии военного читателя и аудитории, педагогики и партийно-политической работы и др. В 1925 г. выходит книга преподавателя института и одновременно начальника Петроградской командной школы П. Изместьева «Очерки по военной психологии». В это время активно боролся за введение курса военной психологии в систему подготовки слушателей академии Н. Будовский. В 1926 г. утверждается в звании профессора Военно-политической академии А.Е. Снесарев, который внес в научный фонд вуза идеи этнопсихологии, психологии боя, психологии боевого управления и тактической подготовки. Преподаватели академии активно увлекаются идеями рефлексологии, реактологии, психотехники, психофизиологии.

В 1929 г. публикуется работа А.А. Таланкина «Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА», положения которой обсуждалось на библиографических вечерах преподавателей и слушателей академии. Автор предложил ликвидировать военную психологию как буржуазную науку и взамен ее создать новую науку о поведении бойца, как часть обшей психологии. Критический анализ этой работы дал преподаватель академии В. Рубцов в статье «Марксистская психология и пути ее использования в боевой подготовке в Красной Армии».

В 1933 г. в академии создается педагогический факультет, что способствовало распространению психолого-педагогических знаний среди преподавателей и слушателей.

Однако вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) «О педогогических извращениях в системе наркомпросов» по существу положило начало свертыванию на долгие годы военно-психологической практики в стране.

Во время Великой Отечественной войны психологические проблемы поднимаются преподавателями военно-педагогического факультета, который в 1940 г. преобразован в самостоятельный Высший военно-педагогический институт имени М.И. Калинина, готовивший военных педагогов и пропагандистов (он дислоцировался в 1940 г. - в Калинине, в 1941 г. - в Ташкенте, в 1945 г. - в Ленинграде).

В послевоенный период военная психология развивалась преимущественно в Высшем военно-педагогическом институте им. М.И. Калинина на кафедре педагогики и психологии (руководитель А.Г. Базанов, затем Т.С. Колосов), в Военном педагогическом институте Советской Армии на кафедре общей и военной психологии (руководитель Т.Г. Егоров) в Военном институте физической культуры и спорта им. В.И. Ленина на кафедре педагогики и психологии (руководитель В.С. Ярин). Кафедры  работали в тесной связи с учеными-психологами и преподавателями военной психологии других военно-учебных заведений, осуществляли подготовку военных психологов через адъюнктуру. В работе этих коллективов принимали активное участие Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев и другие выдающиеся отечественные психологи. Например, первая монографическая публикация, обобщавшая идеи "деятельностной" психологии - "Очерк развития психики" А.Н. Леонтьева была издана под грифом кафедры общей и военной психологии Военного педагогического института Советской Армии.

В 1950 году была проведена первая научная конференция по военной психологии, в которой приняли участие преподаватели военной педагогики и психологии сухопутных и военно-морских военно-учебных заведений, а также специалисты авиационной медицины. Значительное число участников этой конференции составляли участники Великой Отечественной войны, поэтому все вопросы на ней рассматривались с точки зрения возможностей военной психологии по оптимизации подготовки военнослужащих к боевым действиям. С основным докладом выступил Г.Д. Луков - один из учеников А.Н. Леонтьева.

Конференция признала необходимым ввести в систему подготовки офицерских кадров курса военной психологии и утвердила общую структуру такого курса. Участники конференции указали на целесообразность создания единого научно-исследовательского центра по военной психологии и организации периодического печатного органа - военно-педагогического сборника.

Однако вместо практической реализации этой эвристической программы в начале 50-х годов был взят курс на сворачивание военной психологи. Было прекращено преподавание военной психологии в большинстве военно-учебных заведений.

В 1953 году Военно-педагогический институт Советской Армии был расформирован, а Военный институт физической культуры и спорта им. В.И. Ленина преобразован в военный факультет Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Через четыре года был расформирован и Военно-педагогический институт им. М.И. Калинина и вместо него в Военно-политической академии им. Ленина создан военно-педагогический факультет. Эти и некоторые другие мероприятия привели к сокращению числа психологов-профессионалов в Советской Армии.

В 1957 г. наступает новая волна усиления внимания к военной психологии. По инициативе руководства Вооруженных Сил страны в войсках была развернута активная и многоплановая работа по внедрению данных науки, в том числе и психологической, в практику военного строительства. В печати впервые после долгого перерыва появляются статьи о значении военной психологии, ее роли деятельности офицера, о необходимости ее изучения. В ряде военных округов в помощь офицерам издаются специальные пособия по вопросам военной психологии и педагогике. Принимается ряд других мер в интересах более широко развертывания исследований по военно-психологической проблематике (начинается разработка ряда КНИР, планируется издание специальных пособий, создаются исследовательские группы).

Театральная пл., ул. Б.Садовая (м. Маяковская)

С 1957 года в Военно-политической академии возобновилось преподавание военной психологии Г.Д. Луковым, Н.Ф. Феденко и М.И. Дьяченко на кафедре партийно-политической работы, а с июля 1959 года - на вновь созданной кафедре военной педагогики и психологии (начальник кафедры А.В. Барабанщиков). Несколько позже здесь вводится курс «Психологии высшей военной школы».

В 1960 году на кафедре началась подготовка диссертаций по военной психологии. Были разработаны первые докторские диссертации. За время функционирования кафедрального коллектива им подготовлено 16 докторских и более ста кандидатских диссертаций. Были проведены исследования боевой деятельности (Дьяченко М.И.), зарубежной военной психологии (Феденко Н.Ф.), направленности личности офицера (Железняк Н.Ф.), формиро­вания первичного воинского коллектива (Глоточкин А.Д.), подготовки советских воинов к современной войне (Коробейников М.П.), преподавания общественных дисциплин в военно-учебных заведениях (Бадмаев Б.Ц.).

Получили развитие военно-морская психология и педагогика (Зуев Ю.П., Броневицкий Г.А., Столяренко А.М.), авиационная психология (Корчемный П.А. Платонов К.К., Юсов В.Т.), психология пограничника (Ельчанинов П.Е., Безуглов И.Г., Феденко Н.Ф.), психология высшей военной школы (Дьяченко М.И.), психология управления и воинской дисциплины (Китов А.И.). Исследовались вопросы подготовки воинов-специалистов, укрепления дисциплины, психологии боевого дежурства, пропагандистского мастерства офицера-политработника, педагогических способностей, этики, интеллектуальных качеств офицера, тактического мышления командира, национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств, психолого-педагогических основ деятельности командира, готовности к деятельности авиаинженера, педагогического такта и др.

В 60-70-е годы увеличивается число лиц, занимающихся разработкой проблем военной психологии. Научно-педагогический состав кафедры военной педагогики и психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина целенаправленно разрабатывал общетеоретические и учебно-методические вопросы военной психологии, обусловленные потребностями войсковой практики, воспитания и руководства военнослужащими и воинскими коллективами в мирное и военное время.

С 1960 года по январь 1964 года под руководством М.И. Дьяченко на кафедре начала работать Лаборатория по разработке военно-педагогических и психологических проблем для Вооруженных Сил. За время своего функционирования лаборатория опубликовала несколько монографий, брошюр и статей. В 1964 году она выделилась в самостоятельную группу научных сотрудников. Её возглавляли в дальнейшем М.П. Коробейников, А.И. Китов, Б.Ц. Бадмаев. В конце 1977 года она вошла в состав созданного в Институте Военной истории МО СССР управления социально-политических и психологических исследований.

Для подготовки преподавателей военной педагогики и психологии военно-учебных заведений при Военно-политической академии им. В.И. Ленина были организованы специальные курсы. Начиная с 1963 г. преподаватели военной педагоги и психологии готовились на военно-педагогическом факультете (существовал до 2002 года) и через адъюнктуру при кафедре военной педагогики и психологии.

Слушатели военно-педагогического факультета обучающиеся по специальности "психология" (2000 год)

 

Занятие со слушателями курсов переподготовки проводит проф. Полянский М.С.

С 1968 г. при академии функционируют курсы повышения квалификации преподавателей военной педагогики и психологии, а с 1983 г. - курсы военных психологов. С 1981 года начинается подготовка психологов-исследователей.

В 1984 году в результате раздела кафедры военной педагогики и психологии образована кафедра социальной и военной психологии. С 1985 г. её возглавил доктор философских наук, профессор полковник В.Н. Ковалёв. Заместителем начальника кафедры стал доктор психологических наук, профессор полковник Н.Ф. Феденко, а нештатным заместителем по научной работе - доктор психологических наук, профессор Л.Ф. Железняк.

Начиная с 80-х годов более или менее регулярно проводятся конференции преподавателей военной психологии, активными организаторами и участниками которых являлись преподаватели кафедры социальной и военной психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина.

В 1992 г. в связи с выделением из состава кафедры группы преподавателей, образовавших кафедру социологии, кафедра социальной и военной психологии переименована в кафедру психологии.

Выпуск лейтенантов-психологов (Музей на Поклонной горе)

В 1996 г. осуществляется переход на подготовку военных психологов для воинских частей на основе Государственных стандартов высшего профессионального образования, а в 1999 г. состоялся первый выпуск психологов, получивших дипломы общегосударственного образца.

В 1986-1994 гг. кафедру возглавлял доктор психологических наук, профессор генерал-майор Сергей Иванович Съедин. С 1994 г. по 1998 г.  руководство кафедрой осуществлял доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии военных наук, заслуженный деятель науки РФ генерал-майор  Пётр Антонович Корчемный.

С декабря 1998 года и по настоящее время кафедру возглавляет доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии военных наук Александр Григорьевич Караяни, 1955 года рождения, в Вооружённых Силах с 1973 года. Окончил Донецкое ВВПУ инженерных войск и войск связи, ВПА им. Ленина, адъюнктуру Гуманитарной Академии ВС РФ. С декабря 1979 года по декабрь 1981 года принимал участие в боевых действиях в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Награждён орденом и медалями.

Кафедра психологии по праву считается одной из ведущих кафедр университета. Ежегодный выпуск специалистов составляет: специалистов профессионального психологического отбора порядка 10-15; психологов - около 50. В основу подготовки специалистов-психологов положен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Слушатели и курсанты изучают весь комплекс учебных дисциплин, позволяющий получить современное, качественное психологическое образование. Более сорока учебных дисциплин по специальности "Психология" преподается в Военном университете.

В библиотеке Военного университета

Кроме обучения курсантов одноимённого факультета кафедра осуществляет переподготовку и повышение квалификации психологов воинских частей (порядка 129 человек в год) и преподавателей психологии (порядка 10 человек в год), готовит психологов для различных должностей в армиях   стран   СНГ,   а  также   участвует   в   преподавании   психологических дисциплин на факультетах Военного университета: военно-социологическом,  культуры и журналистики, внутренних войск, руководящего состава органов воспитательной работы и др.

Специфика учебного процесса в Военном университете состоит в том, что все психологические дисциплины ведутся одной кафедрой психологии. Кафедра психологии - это многопрофильное учебно-научное подразделение университета. На кафедре функционирует 8 предметно-методических комиссий: военной, общей, социальной, возрастной и педагогической, экспериментальной психологии, психофизиологии, инженерной психологии и психологии труда, военной психотерапии и учебная лаборатория.

Сегодня на кафедре работает 58 человек, в том числе 48 преподавателей (23 военных и 25 гражданских), 5 сотрудников лаборатории, 1 докторант и 7 адъюнктов. Научный потенциал кафедры составляют 7 докторов наук, 8 профессоров, 5 академиков, 28 кандидатов наук, 12 доцентов и старших научных сотрудников. Среди них особое место занимают ветераны, чьи имена известны не только в Российской психологической науке, но и далеко за её пределами. Это П.А. Корчемный, Э.П. Утлик, Л.Ф. Железняк, Ю.Г. Сулимов, А.Я.Анцупов, М.С. Полянский, В.П. Каширин, Б.П. Бархаев, В.В. Федотов и др. Огромный их жизненный, педагогический и научный опыт обеспечивает высокое качество преподавания психологической науки в университете.

Президент России В.В. Путин поздравляет лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования профессора В.П. Каширина Президент России В.В. Путин поздравляет лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования профессора В.П. Каширина

Одним из основных направлений деятельности кафедры является совершенствование методического мастерства её профессорско-преподавательского состава. Для стиля преподавательской работы на кафедре характерны следующие тенденции:

  • яркая нацеленность офицеров-психологов на развитие творческого мышления (свободное изложение мыслей, идей), с реализацией в войсках данного подхода;

  • применение более разнообразных активных методов обучения с переходом от монологов к диалогу, самостоятельному подходу;

  • широкое использование тренингов, практикумов по оказанию психологической помощи, разбору конфликтных ситуаций, анализ и проработка конкретных ситуаций - деловые игры;

  • практиковались и будут в дальнейшем - применение опорных лекций (перед началом занятий с последующей дискуссией - беседой с ответом на вопросы преподавателей);

  • новым в обучении специалистов-психологов является усиление военно-прикладной направленности в преподавании специальных дисциплин: военная психология, профилактика неуставных взаимоотношений, организация и ведение психологической работы в мирное время, психология военного управления, психологические основы боевой подготовки, психологическая консультация, психологическая подготовка военнослужащих, основы психотерапевтической помощи, практико-психологическая консультация, психология семьи военнослужащего - охвачен весь спектр профессиональной деятельности военных психологов;

  • ориентация процесса обучения на индивидуализацию слушателей, курсантов: изучение альтернативных спецкурсов - по выбору;

  • внедрена система выполнения индивидуальных заданий (рефераты, 3 курсовые работы, научные разработки, конкурсные работы) - практика подготовки одарённых слушателей по индивидуальным программам и закрепление наставников-преподавателей за факультетами, курсами и даже отделениями с оказанием влияния индивидуального стиля мышления; акцент на стажировку в войска совместно с ГУВРом;

  • основной упор делается на овладение будущими психологами конкретными методиками психодиагностики личности, психологического здоровья, проблемных ситуаций (внутренних, межличностных, семейных), прогнозирования, психологического и управленческого консультирования, психотерапии, психореабилитации, профессионального отбора, разрешения конфликтов и др.

Профессорско-преподавательский состав кафедры традиционно принимает активное участие в работе научно-практических конференциях разного уровня, посвящённых психологической работе в войсках.

В октябре 1996 г. в Военном университете состоялась межвузовская научно-практическая конференция преподавателей психологии и педагогики вузов МО РФ «Место и роль психологии и педагогики в совершенствовании профессионализма офицерских кадров».

В апреле 1998 г. кафедра выступила в роли организатора первой межгосударственной научно-практической конференции по проблемам психологической работы в вооруженных силах государств-участников СНГ по теме «Психологическая работа в вооруженных силах государств-участников СНГ. Опыт, проблемы и пути их решения».

В 2000, 2001, 2002, 2003 годах состоялись региональные и межвузовские конференции, посвященные проблемам информационно-психологического противоборства, организации психологической службы в ВС РФ, психологии войны и боя, психологии семьи. Материалы конференций опубликованы в Военном университете, в периодической печати.

На протяжении своего существования кафедра психологии являлась центром научно-исследовательской деятельности. В настоящее время масштабы этой работы растут. Только в 2001-2004 годах профессорско-преподавательским и научным составом кафедры были опубликованы более 20  учебников, учебных и учебно-методических пособий. Среди них:

Учебники:

Военная профессиология. /Под ред. Караяни А.Г., Сулимова Ю.Г. М.: ВУ. – 2004.

Военная психология. Учебник в 3-х ч./ Под ред. А.Г. Караяни. М.: ВУ.-2004.

Конфликтология: учебник для вузов. /Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. А.И.Шипилова, 2-е изд. Перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.

Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности /Под общей ред. П.А. Корчемного, А.Н. Харитонова. М.: ВУ.-2002.

Учебное пособие:

А.Г. Караяни., В.И. Марченков, И.В. Сыромятников. Психологическая работа в ВС РФ: теория и технология организации и проведения. М.:. – 2004.

За этот же период зафиксировано около 60-ти публикаций в журналах и учебно-методических сборниках по различным аспектам психологической науки.

На заседании кафедры психологии выступает И.В. Сыромятников

Члены кафедры активно взаимодействуют с ведущими психологическими центрами России, военными психологами ряда зарубежных стран. За последние годы в гостях проходили стажировку, участвовали в научных конференциях, ходили с визитом вежливости в США, Великобритании.. Преподаватели кафедры приглашались на работу во Вьетнам, на Кубу, в ГДР, НРБ, ПНР, ЧССР, Сирию, Афганистан, Китай; проводили исследования в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, на крупных воинских учениях, при ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, в зонах межэтнических конфликтов.

 

Активными темпами налаживается сотрудничество с психологами Белоруссии, Украины, Армении, Киргизии. Кафедра участвует в подготовке специалистов для вооруженных сил Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

Занятия с курсантами специального факультета ведет проф. Кузьмина Е.И.

 

Председатель Московского отделения Российского психологического общества Д.Б. Богоявленская на конференции курсантов-психологов.

Дружественные отношения поддерживаются с ведущими российскими университетами и Российским психологическим обществом.

В 2002 году впервые в рамках Всероссийской психологической конференции работала секция Военной психологии. В 2003 г. аналогичные секции работали на 3 съезде Российского психологического общества. В 2003 г. создана и активно функционирует секция военной психологии в Российском и Московском психологическом обществе.

Члены кафедры участвуют в работе многих диссертационных советов, экспертного совета ВАК, УМО по психологии и других органах.

П.А. Корчемный - профессор кафедры И.В. Сыромятников - заместитель начальника кафедры А.А. Жиляев - заместитель начальника кафедры Э.П. Утлик - профессор кафедры И.В. Богданов - профессор кафедры А.Г. Караяни - начальник кафедры В.Ф. Дубяга - доцент кафедры В.П. Каширин - доцент кафедры

 

Данный сайт является общественной некоммерческой инициативой и не служит источником
официальной информации.
© 2004 Секция военной психологии Российского психологического общества.
© 2004 Д.Г. Давыдов
        Rambler's Top100   Яндекс цитирования 
Хостинг от uCoz