Круткин С.В.
Психологическая совместимость как фактор оптимизации комплектования первичных воинских подразделений
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. -М., ВУ, 2004.
I. общая характеристика исследования
Актуальность проблемы исследования определяется рядом причин теоретико-методологического и практического характера.
Воинская деятельность, являясь коллективной, сегодня существенно изменилась. Ослаблено воздействие многих факторов, детерминирующих коллективный воинский труд, снижена функциональность основных компонентов совместной деятельности, позволявшая ранее эффективно организовывать взаимодействие между военнослужащими: наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение ее между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие устойчивого управления, самоуправления и общих конечных результатов. По существу остается не задействованным фактор морально-политического (идеологического, мировоззренческого) единства как наиболее значимого элемента сплоченности войск. Недостаточно полно используются в настоящее время достижения социальной психологии, в частности, касающиеся комплектования первичных воинских подразделений (ПВП) с учетом психологической совместимости военнослужащих.
В рамках стратометрической концепции коллектива А.В. Петровского описывается поверхностная, внешняя страта межличностных отношений, «… где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы»[i]. Именно данная сфера межличностных отношений порождает проблему психологической совместимости. Высокий уровень неуставных взаимоотношений и уклонений от военной службы[ii], во многом является следствием конфликтов, развивающихся именно в этом поверхностном, эмоциональном слое межличностных отношений и, в значительной степени, представляет результат психологической несовместимости военнослужащих.
На необходимость учета психологической совместимости при решении задач повышения эффективности воинской деятельности и, в том числе, при комплектовании первичных воинских подразделений указывают многие ученые, разрабатывающие проблемы военно-психологической науки: А.Д. Глоточкин, Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков, В.Ф. Давыдов, А.Г. Караяни, В.А. Кораблин, П.А. Корчемный, М.П. Крапивин, Ю.А. Кретов, В.М. Крук, В.П. Лазарев, А.В. Липницкий, В.А. Макаров, В.Ф. Перевалов, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, А.Д. Сергодеев, Ю.Г. Сулимов, В.В. Сысоев, В.В. Федотов и др. Исследования, проведенные указанными авторами, создали основу дальнейшего развития военно-психологической науки, сформировали понимание необходимости использования достижений социальной психологии в укреплении обороноспособности страны.
Сегодня, понимая важность психологической совместимости для повышения эффективности деятельности войск, органы военного управления фиксируют требования к комплектованию подразделений с учетом психологической совместимости в руководящих документах: «Профессионально-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе боевой подготовки в воинских частях (учебных воинских частях) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах представляет собой комплекс мероприятий, … направленных на: … выработку предложений по укомплектованию подразделений (боевых расчетов, экипажей), выполняющих задачи в экстремальных условиях или в которых предъявляются повышенные требования к уровню подготовки и психологической совместимости военнослужащих»[iii].
Тем не менее, до настоящего времени психологическая совместимость не рассматривалась в рамках отечественной военной психологии как самостоятельная научная проблема. Не установлены ведущие факторы психологической совместимости военнослужащих, отсутствуют методики их учета при комплектовании первичных воинских подразделений (ПВП).
В то же время, накоплен значительный теоретический и практический опыт изучения проблемы совместимости в отечественной (О.В. Аллахвердова, И.Б. Антонова, В.А Бодров, А.Н. Волкова, Ф.Д. Горбов, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, А.А. Леонов, В.И. Лебедев, В.Ф. Ломов, М.А. Новиков, Н.Н. Обозов, Д.В. Ольшанский, А.А. Реан, Н.В. Третьяков и др.) и зарубежной (Р. Винч, В. Смелсер, М. Шоу, В. Шутц, В. Хейторн, и др.) психологии. Несмотря на это, ряд ее существенных аспектов остался вне поля зрения ученых:
- во-первых, совместимость, как правило, изучалась на межличностном уровне, в виде диадного феномена. Недостаточно разработанным до настоящего времени остается такой ее аспект, как совместимость личности в рамках малой группы;
- во-вторых, отсутствуют исследования, посвященные анализу факторов психологической совместимости военнослужащих в повседневной воинской жизнедеятельности, не определены эмпирические референты, не разработаны интегральные показатели совместимости личности в группе;
- в-третьих, отсутствует инструментальная база, позволяющая учитывать психологическую совместимость при комплектовании ПВП.
Таким образом, изучение психологической совместимости весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для его практического приложения в конкретных областях общественной практики, в частности для оптимизации комплектования ПВП.
Высокая актуальность, слабая научная разработанность проблемы психологической совместимости, и методов использования ее при комплектовании ПВП обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования.
Объект исследования: комплектование первичных воинских подразделений.
Предмет исследования: психологическая совместимость как фактор комплектования ПВП.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования уточнить сущность психологической совместимости, выявить факторы, определяющие совместимость военнослужащих и разработать на этой основе комплексную программу комплектования ПВП.
Задачи:
1. На основе анализа источниковой базы отечественной и зарубежной психологии уточнить содержание понятия «психологическая совместимость», определить место и роль исследуемого феномена как фактора комплектования ПВП.
2. Разработать и обосновать критерии и показатели психологической совместимости, типологию ее проявления в ПВП.
3. Выявить факторы психологической совместимости военнослужащих в ПВП, рассчитать индивидуальные и групповые профили совместимости и на этой основе разработать комплексную программу комплектования ПВП с учетом психологической совместимости.
Гипотеза исследования включает ряд предположений:
- психологическая совместимость, рассматриваемая в качестве фактора комплектования ПВП, может быть представлена как социально-психологическое свойство личности военнослужащего, состоящее в ее эмоциональном отношении к партнерам по совместной деятельности;
- для оптимизации комплектования ПВП с учетом психологической совместимости необходим учет устойчивых личностных характеристик (личностных черт), которые определяют психологическую совместимость военнослужащих. На основе их выявления и последующего факторного анализа возможно определение факторов психологической совместимости военнослужащих в ПВП;
- построение личностного и группового профилей психологической совместимости военнослужащих на базе полученных факторов позволит разработать комплексную программу оптимизации комплектования ПВП.
Теоретико-методологические основания исследования.
Диссертация базируется на основополагающих методологических и теоретических принципах деятельностного подхода в отечественной военной психологии (К.К. Платонов, П.А. Корчемный, Э.П. Утлик), а также на принципе системного подхода в исследовании структуры и детерминации психологических и социально-психологических явлений (Б.Ф. Ломов, А.В Петровский, А.Г. Караяни, В.А. Ганзен), положениях субъектного подхода (А.B. Брушлинский); положениях социально-психологической концепции совместной деятельности (А.И. Донцов, А Л. Журавлев, В.В.Спасенников, Е.В. Шорохова).
Основные методы исследования:
В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников); эмпирических (наблюдение, тестирование, интервью, экспертный опрос). Оценка психологической совместимости личности и группы осуществлялась с помощью Шкалы межличностной приемлемости Н.В. Бахаревой, Индекса групповой сплоченности Сишора и модульного социотеста А.Я. Анцупова. В процессе изучения личностных черт был использован факторный личностный опросник Р. Кеттелла разработанный и сертифицированный ГП «ИМАТОН» г. Санкт-Петербург 2002г., а также корреляционный и факторный анализы, проводимые с использованием программ Microsoft Excel и SPSS-10.5.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической базой исследования, реализацией комплекса релевантных методик исследования, достаточной репрезентативностью выборки, надежностью и эффективностью современных методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Впервые предложено определение психологической совместимости как фактора комплектования ПВП с точки зрения субъект-субъектного взаимодействия, основными детерминантами которого выступают устойчивые личностные характеристики – личностные черты военнослужащего.
2. Разработана концептуальная модель психологической совместимости военнослужащих, которая базируется на методологических принципах субъектности, деятельностной детерминации, развития и системности, что позволяет рассматривать совместимость военнослужащих в ПВП как системный многоуровневый феномен, обеспечивающий эффективную реализацию ведущих социальных функций малой группы: взаимопонимание и взаимодействие (совместимость «по горизонтали») и оказание-принятие поддержки (совместимость «по вертикали»). Разработана типология психологической совместимости военнослужащих в ПВП.
3. Выделены критерии психологической совместимости, в качестве которых рассматриваются эмоциональная удовлетворенность совместной жизнедеятельностью как каждого члена группы с ПВП, так и подразделения с каждым из военнослужащих. Показателями психологической совместимости являются, с одной стороны, индекс социометрической экспансивности (ИСЭ), с другой – индекс социометрического статуса (ИСС). Интегральным показателем психологической совместимости военнослужащих в ПВП является групповой индекс психологической совместимости (ИПС).
4. На основе личностных черт выделены личностные профили военнослужащих и групповые профили подразделений. Личностный профиль – сочетание личностных черт военнослужащего, являющееся условием его психологической совместимости в ПВП. Особенности личностного профиля обеспечивают военнослужащему более благоприятное межличностное взаимодействие с одними военнослужащими и подразделениями и менее благоприятное – с другими. Групповой профиль – сочетание личностных черт членов ПВП, являющееся условием психологической совместимости военнослужащих в данном ПВП. Особенности группового профиля позволяют подразделению наиболее эффективно ассимилировать в свой состав новых членов. Установлено, что психологическая совместимость детерминирована оптимальным сочетанием двух личностных профилей военнослужащих или личностного профиля военнослужащего с групповым профилем подразделения.
5. Разработана комплексная программа комплектования ПВП с учетом психологической совместимости, как при формировании новых подразделений, так и при доукомплектовании существующих подразделений новыми военнослужащими.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая совместимость как фактор комплектования ПВП – это, свойство личности военнослужащего, определяющее предрасположенность к наиболее эффективному взаимодействию с конкретными военнослужащими и подразделениями, базирующимися на его личностных чертах.
2. Психологическая совместимость является структурным компонентом макросистем, отражающих целостные социально-психологические явления: «сплоченность», «социально-психологический (морально-психологический) климат», «коллективизм». В качестве подсистем рассматриваются структурные компоненты (уровни) психологической совместимости: социальная, социально-психологическая, личностная и психофизиологическая совместимость.
3. Критерием психологической совместимости военнослужащего с подразделением является его эмоциональная удовлетворенность совместной жизнедеятельностью с членами ПВП, показателем – социометрический индекс социальной экспансивности (ИСЭ), рассчитанный как сумма сделанных социометрических выборов при проведении социометрической процедуры в непараметрическом варианте. Критерием психологической совместимости ПВП с военнослужащим является эмоциональная удовлетворенность членов группы совместной жизнедеятельностью с ним, показателем – личностный индекс социометрического статуса (ИСС), рассчитанный как сумма полученных военнослужащим выборов. Система координат, образуемая личностными индексами ИСЭ и ИСС в группе, позволяет выделить типы психологической совместимости военнослужащих: I - «взаимосовместимые», II - «личностносовместимые», III - «группосовместимые», IV - «несовместимые».
4. Психологическая совместимость военнослужащих в ПВП обеспечивается гармоничным сочетанием личностных профилей, образованных ведущими личностными чертами военнослужащих, которые, будучи относительно устойчивыми, слабо изменяются в процессе военной службы, поэтому должны учитываться субъектами комплектования ПВП в процессе деятельности. Ведущие личностные черты определяют социальные функции личности в группе, групповые роли, которые военнослужащий способен выполнять наиболее эффективно.
5. Ведущими чертами личности, обеспечивающими ее психологическую совместимость в ПВП, являются: «тревожность-адаптивность», и «лидерство-подчинение». Определяющее значение для взаимной психологической совместимости военнослужащих в ПВП имеют гомогенные сочетания факторов личностной тревожности-адаптивности и гетерогенные сочетания по факторам лидерство-подчинение.
6. Комплексная программа комплектования подразделений специального назначения, постоянной готовности, подразделений обеспечения и учебных подразделений с учетом психологической совместимости включает, во-первых, расчет ведущих личностных факторов членов ПВП: «тревожность-адаптивность» и «лидерство-подчинение»; и, во-вторых, на основе преимущественно гомогенных сочетаний по первому и преимущественно гетерогенных по второму фактору обеспечение комплектования эквивалентных (равномерных по степени психологической совместимости) или целевых (неравномерных по данному параметру) групп в зависимости от их функционального предназначения.
Практическая значимость исследования:
1. Результаты исследования могут быть использованы органами профессионального психологического отбора при комплектовании ПВП на этапах социально-психологического изучения военнослужащих и распределения их по первичным подразделениям в целях создания условий эффективного межличностного взаимодействия военнослужащих в ПВП.
2. Разработанная система критериев и показателей психологической совместимости военнослужащих в ПВП позволяет органам военного управления и воспитательной работы, войсковым психологам осуществлять оперативный контроль за характером межличностных отношений в подразделении, и своевременно принимать адресные меры по недопущению нарушений правопорядка и воинской дисциплины, снижению уровня боевой готовности подразделений, связанного с проблемами в сфере межличностных отношений военнослужащих.
3. Основные положения исследования могут быть использованы должностными лицами ВУЗов и профессорско-преподавательским составом кафедр при подготовке специалистов профессионального психологического отбора и психологов. Данные, полученные в диссертации целесообразно использовать в качестве разделов (тем) дисциплины «Социальная психология».
Апробация и внедрение основных результатов работы. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры общественных наук (и гуманитарных) Филиала ВАТТ (Вольского), кафедры психологии Военного университета (2001, 2002), представлялись на III Всероссийском съезде психологов (г. Санкт-Петербург, 2003). Разработанная в рамках диссертационного исследования программа комплектования ПВП с учетом психологической совместимости была применена в Филиале ВАТТ (Вольском) для комплектования подразделений 1-го курса набора 2000 года, в учебных группах курсантов и в подразделениях батальона обеспечения Военного университета в 2002-2003 годах, а также в подразделениях и частях 12 Главного управления МО РФ.
Структура диссертации: диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Глава I. Теоретико-методологические вопросы исследования психологической совместимости. Глава II. Эмпирическое исследование психологической совместимости военнослужащих в первичных воинских подразделениях. Глава III. Комплектование первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости. Общий объем диссертации 165 страниц. Работа содержит 40 графических элементов (27 рисунков и 13 таблиц).
II. Основное содержание диссертации
Существуют два основных фактора, определяющие оптимальность функционирования ПВП: с одной стороны, эффективность совместной профессиональной деятельности, формальная структура коллектива, эргономическая среда, и, с другой стороны, социально-психологический климат, характер взаимоотношений во внепрофессиональной сфере, неформальная структура, социальная среда коллектива. Именно эти две стороны, два фактора эффективности деятельности подразделений и выступают в качестве направлений оптимизации комплектования ПВП.
Определяя данные факторы как относительно самостоятельные элементы структуры малой группы, ученые установили значимую взаимосвязь между ними: чем более эффективной является совместная деятельность, тем благоприятнее взаимоотношения[iv] и наоборот, чем более высокого уровня достигает неформальная структура коллектива, тем более эффективным становится его функционирование.[v] Исследование рассматриваемых структур велось как в направлении «от деятельности к взаимоотношениям», так и в направлении «от взаимоотношений к деятельности».
Исследования в первом из указанных направлений привели к выводу о том, что для оптимизации комплектования ПВП необходим учет устойчивых профессионально важных психологических качеств личности (ПВК), которые сложно, а зачастую и невозможно сформировать в процессе военно-профессионального обучения в ограниченное время. Комплектование подразделений военнослужащими с необходимыми ПВК позволяет обеспечить эффективное выполнение подразделением возложенных на него боевых, служебных и учебных задач – всего комплекса функций профессиональной деятельности воинского коллектива. Следствием эффективности профессиональной деятельности подразделения в данном случае является благоприятный социально-психологический климат. Данное направление в настоящее время является наиболее разработанным.
Второе направление также является в достаточной степени обоснованным. Психологические исследования, посвященные влиянию характера взаимоотношений на эффективность совместной воинской деятельности, выполненные А.Д. Глоточкиным (1964, 1972), П.А. Корчемным (1974, 1979, 1990), В.П. Лазаревым (1984), А.Д. Сергодеевым (1984), В.В. Федотовым (1987), А.В. Липницким (1991), М.С. Полянским 1991), А.Я. Анцуповым (1993), А.Г. Караяни (1993, 1998), Э.П. Утликом (1996) и другими учеными убедительно доказали факт влияния взаимоотношений между военнослужащими на эффективность их совместной деятельности. Интегральной характеристикой взаимоотношений является сплоченность подразделения (социально-психологический или морально-психологический климат в подразделении), в качестве одного из компонентов которого выступает психологическая совместимость военнослужащих наряду со сработанностью и морально-политическим единством (Ю.Г. Сулимов 1995, В.Ф. Перевалов 1991). Таким образом, без психологической совместимости военнослужащих в ПВП невозможно формирование благоприятного социально-психологического климата в ПВП. Именно в русле данного направления сформировалась теоретическая концепция нашего исследования.
Проведенный теоретико-методологический анализ позволил выделить ряд подходов к проблеме психологической совместимости.
Относительно сфер совместной деятельности нами выделены интегральный и дифференциальный подходы. В рамках интегрального подхода психологическая совместимость рассматривается как согласованность в профессиональной деятельности, так и непротиворечивость в ситуациях внепрофессионального (межличностно-бытового) взаимодействия (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.В. Петровский, Б.Ф.Ломов, Р.С. Немов и др.). В отдельных случаях данные сферы психологической совместимости в русле интегрального подхода разделяют на эргатическую совместимость в профессиональной и рекреационную совместимость во внепрофессиональной сферах (Поддубный С.Е. 2001). Второй, дифференциальный, подход предполагает в целях наиболее глубокого анализа каждой из сторон взаимодействия дифференциацию понятий «совместимость» и «сработанность» (Н.Н. Обозов, Н.Ю. Хрящева, И.К. Широкова и др.) При этом в качестве области психологической совместимости рассматривается лишь взаимодействие и взаимоотношения субъектов в рамках внепрофессионального (межличностно-бытового, неформального) взаимодействия. Данный подход рассматривается нами как релевантный задачам исследования в связи с тем, что позволяет сфокусировать исследование на области неформальных отношений, где отмечается наибольшая напряженность во взаимоотношениях именно среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
С точки зрения локализации явления психологической совместимости относительно субъектов взаимодействия мы также выделяем два подхода: интерсоциальный (групповой, межличностный) и интрасоциальный (субъектный). Первый из названных подходов предполагает рассмотрение исследуемого феномена как интегрального показателя взаимоотношений в рамках малой группы, при этом выделяется особая группа «диада», в которой исследование совместимости имеет свои особенности. В рамках данного подхода выполнено подавляющее большинство социально-психологических исследований. Преимущество данного подхода в том, что он позволяет выявить проблему несовместимости в группе, определить ее значимость для эффективности взаимодействия и сформировать направления коррекции существующего неблагоприятного положения. Предлагаемый нами второй - интрасоциальный подход предполагает локализацию психологической совместимости не «между», а «внутри» каждого из субъектов. Психологическая совместимость в процессе социального взаимодействия лишь переносится в межличностное пространство. Такая позиция, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:
- во-первых, оно позволяет реализовать системный анализ изучаемого явления, в отличие от интерсоциального подхода, который предлагает исследование совместимости как суммы индивидуальных эмоциональных предпочтений членов малой группы;
- во-вторых, становится возможным выделение видов совместимости субъекта по отношению к партнеру (взаимная совместимость, амбивалентная совместимость и взаимная несовместимость);
- в-третьих, в качестве взаимодействующего субъекта, могут выступать как личность военнослужащего, так и ПВП в целом;
- в-четвертых, позволяет эффективно прогнозировать совместимость как индивидуального, так и группового субъекта с потенциальным партнером.
Относительно детерминант психологической совместимости могут быть выделены личностный и внеличностный подходы. Такое рассмотрение возможно на основе анализа причин возникновения конфликтов, представленного А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым[vi]. Авторы выделяют группы причин, которые имеют либо объективный, не зависящий от субъектов взаимодействия, либо субъективный характер. При этом в число субъективных причин входят социально-психологические, обусловленные непосредственным взаимодействием людей, и личностные, связанные, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями человека. Поскольку при комплектовании ПВП непосредственное социальное взаимодействие членов воинского подразделения лишь предполагается в перспективе, но в реальности отсутствует, группа социально-психологических причин уступает по значимости личностным. Именно личностные индивидуально-психологические особенности потенциальных членов воинского подразделения могут и должны быть учтены при комплектовании ПВП. Следовательно, субъектный личностный подход относительно детерминант психологической совместимости является релевантным при ее рассмотрении как фактора комплектования подразделений. В дальнейшем же, необходим учет всей совокупности как субъективных, так и объективных причин психологической совместимости для ее обеспечения в подразделении.
Проведенные ранее исследования обосновали иерархию уровней психологической совместимости, которые включают от высших к низшим: социальный (мировоззренческий, идеологический), социально-психологический, личностный и индивидный. Психологическая совместимость, формируясь уже при самых первых формах совместности начиная с совместного пребывания (времяпрепровождения) в едином пространстве, при включении субъектов в активное взаимодействие, изменяется, последовательно локализуется на данных уровнях от высших (социального и социально-психологического) до низших (личностного и индивидного). Фиксация на определенном уровне обусловлена характером взаимодействия.
Совместимость по отношению к субъекту взаимодействия в рамках отдельных ситуаций совместной жизнедеятельности, сформированная как состояние, в дальнейшем переносится на весь ее спектр, выступая как свойство одного из субъектов по отношению к другому (личности или группе). Она проявляется на субъективном уровне как эмоциональная оценка характера взаимодействия, а на объективном уровне – как обусловленное данной оценкой поведение в отношении партнера.
Теоретико-методологический анализ феномена психологической совместимости позволил выделить ее существенные и необходимые признаки:
- во-первых, формируясь в ходе совместной жизнедеятельности, совместимость проявляется в основном в рамках внепрофессиональной, внеслужебной, межличностно-бытовой сфер. При этом она в значительной мере влияет и на эффективность совместной профессиональной деятельности ПВП, уступая в данной сфере по значимости влияния сработанности. Наиболее актуальна психологическая совместимость для малых групп, члены которых взаимодействуют не только в профессиональной сфере, но и вне нее, особенно в условиях сложной, напряженной, экстремальной деятельности. К таким группам относятся, находящиеся в условиях относительной социальной изоляции ПВП военнослужащих, проходящих службу по призыву;
- во-вторых, психологическую совместимость относительно задачи комплектования ПВП целесообразно рассматривать как результат сочетания личностных черт одного субъекта взаимодействия с другим. При этом в качестве «другого» может быть рассмотрен как отдельный член ПВП, так и микрогруппы, и подразделение в целом.
- в-третьих, психологическая совместимость базируется на устойчивых личностных характеристиках. Взаимоотношения субъектов, обусловленные ими и проявляющиеся изначально как ситуативные на уровне эмоциональных состояний по отношению к партнеру, фиксируются в ходе совместной жизнедеятельности и переносятся на большинство ситуаций взаимодействия. В данном случае мы можем говорить о психологической совместимости как о свойстве личности, взятому по отношению к взаимодействующему с ней субъекту;
- в-четвертых, критерием психологической совместимости является эмоциональная удовлетворенность военнослужащего взаимодействием с каждым из сослуживцев или с подразделением в целом;
- в-пятых, структура психологической совместимости включает в себя ряд взаимосвязанных уровней: социальный, социально-психологический, личностный и психофизиологический.
Выделение данных признаков стало основой рабочего определения изучаемого явления.
Психологическая совместимость как фактор комплектования ПВП – это, с одной стороны, свойство личности военнослужащего, определяющее предрасположенность к наиболее эффективному взаимодействию с конкретными военнослужащими и подразделениями, базирующимися на его личностных чертах; с другой стороны – это предрасположенность подразделения наиболее эффективно ассимилировать в свой состав конкретных военнослужащих, базирующееся на совокупности устойчивых личностных черт членов данного ПВП.
Психологическая совместимость военнослужащих в ПВП развивается в рамках их совместной жизнедеятельности, и, обуславливая взаимоотношения в неформальной сфере, является, наряду со сработанностью, компонентом сплоченности подразделения.
Теоретический анализ, а также эмпирическое исследование психологической совместимости позволили сформировать концептуальную модель этого явления как фактора, позволяющего оптимизировать комплектование ПВП. В данную модель вошли, с одной стороны, социальные функции, реализация которых необходима для эффективного взаимодействия военнослужащих в ПВП во внепрофессиональной сфере, а также факторы, обеспечивающие такое взаимодействие. Ведущими социальными функциями ПВП являются взаимодействие и оказание-принятие социальной поддержки. При этом первая обеспечивает психологическую совместимость «по горизонтали», а вторая – «по вертикали». Среди факторов, обеспечивающих эффективное взаимодействие военнослужащих и поддающихся учету до вступления их в непосредственное взаимодействие ведущими являются устойчивые личностные характеристики – личностные черты (рис.1).
Выделены критерии и показатели психологической совместимости военнослужащих в ПВП. Со стороны военнослужащего как субъекта взаимодействия по отношению к подразделению критерием является эмоциональная удовлетворенность взаимодействием именно с данным коллективом по сравнению с другими, а показателем - индекс социометрической экспансивности (ИСЭ), рассчитанный при проведении социометрической процедуры в непараметрическом варианте. Критерием совместимости подразделения как коллективного субъекта с каждым из своих членов является эмоциональная удовлетворенность военнослужащих данного ПВП взаимодействием с отдельным сослуживцем. Показателем в данном случае выступает индекс социометрического статуса (ИСС). Пересечение осей значений ИСС и ИСЭ образует систему координат, в которой выделяются квадранты типов психологической совместимости военнослужащих в ПВП: I «взаимосовместимые», II «личносовместимые», III «группосовместимые», IV «несовместимые». Результаты исследования отношений между представителями этих типов представлены на рисунке 2.
Интегральным показателем психологической совместимости военнослужащих в ПВП является индекс психологической совместимости (ИПС), рассчитанный как отношение суммы сделанных (полученных) выборов к числу, на единицу меньшему, чем количество военнослужащих в подразделении.
Для определения детерминант психологической совместимости военнослужащих в ПВП нами было проведено квазиэкспериментальное исследование. Программа исследования включила в качестве независимых переменных личностные черты (факторы 1-го порядка), выявляемые с помощью методики 16-PF Р.Кеттелла[vii] и вторичные факторы, рассчитанные с помощью процедуры факторного анализа (табл. 1). В качестве зависимых переменных были использованы взаимные социометрические выборы военнослужащих, рассчитанные с использованием шкалы межличностной приемлемости в непараметрическом варианте[viii].
В результате проведенного дискриминантного анализа установлена вероятность корректного распределения военнослужащих по группам психологической совместимости в зависимости от выраженности личностных черт, равная 41,3 процента. Учитывая, что случайное совпадение при распределении выборки по 4-м группам составляет 25 процентов, зависимость типа психологической совместимости военнослужащего от личностных черт составляет 16,3 процента.
Таблица 1
Личностные факторы методики 16-PF Р.Кеттелла
Первичные факторы |
Вторичные факторы |
Вес фактора |
Процент дисперсии |
Расслабленность – напряженность (Шкала Q4) |
Адаптивность-Тревожность (Ф1) |
3,241 |
20,255% |
Эмоциональная устойчивость (Шкала С) |
Уверенность – тревожность (Шкала О) |
Робость – смелость (Шкала H) |
Самоконтроль (УСК) (Шкала Q3) |
Робость – смелость (Шкала H) |
Лидерство-Подчинение (Ф2) |
2,223 |
13,894% |
Подчиненность - доминантность (Шкала Е) |
Сдержанность – экспрессивность (Шкала F) |
Доверчивость – подозрительность (Шкала L) |
Практичность – мечтательность (Шкала М) |
Направленность социальной активности (Ф3) |
1,542 |
9,640% |
Социальная нормативность (Шкала G) |
Интеллект (Шкала В) |
Консерватизм – радикализм (Шкала Q1) |
Социальная гибкость-ригидность (Ф4) |
1,202 |
7,515% |
Замкнутость-Общительность (Шкала А) |
Жесткость – чувствительность (Шкала I) |
Маскулинность-феминность (Ф5) |
1,167 |
7,294% |
Дисперсионный анализ показал значимое на уровне р<=0,01 различие между представителями типов совместимости по факторам С, F, H, О и Q4, а также менее значимое (р<=0,05), по факторам Е и Q2.
Для анализа взаимосвязи между личностными чертами и выделения факторов психологической совместимости нами проведен факторный анализ первичных черт.
Для определения направленности влияния личностных черт и факторов на психологическую совместимость проанализированы диадные взаимоотношения между военнослужащими в ПВП.
По результатам социометрии обработаны данные по 2478 диадам, из которых для исследования выбраны 510 диад (дружеские – взаимная совместимость, конфликтные – взаимная несовместимость и амбивалентные – разнонаправленная совместимость) в 30 подразделениях.
Графически распределение количества типов диадных выборов представлено на рисунке 3.
Нейтральный тип взаимных выборов исключен нами из анализа, так как представляет собой отсутствие выраженной направленности в отношениях между военнослужащими в подразделении и не дает нам возможности для какой-либо интерпретации полученных данных.
Дружеские, конфликтные и амбивалентные взаимные выборы проанализированы на предмет поиска определяющих их факторов.
С этой целью рассчитаны средние значения разности по каждому из факторов (как первичных, так и вторичных) у представителей каждого из типов диад (рис.4).
Значимость различий между средними значениями факторных разностей установлена с помощью t-критерия Стьюдента. Поскольку данный критерий является параметрическим предварительно была проведена проверка на нормальность распределения значений факторов в выборке с помощью сопоставления показателей асимметрии и эксцесса с их ошибкой репрезентативности по формулам Н.А.Плохинского и путем сопоставления полученных эмпирических значений с критическими по формулам Е.И.Пустыльника[ix]. В обоих случаях нормально не распределены показатели значений факторов В и Q2. В отношении значений остальных факторов правило нормального распределения соблюдено. Кроме того, нами было проанализировано влияние экспансивности и статуса на характер взаимных выборов (рис.5).
Рис. 5. Стандартные отклонения значений экспансивности и статуса в диадах.
Анализ показателей экспансивности и статуса, проводимый по каждому типу диадных отношений имел целью, во-первых, уточнение данных, описанных нами в предыдущем параграфе и, во-вторых, проверку валидности разработанного нами метода расчета.
Следует обязательно отметить, что анализ значимости различий проводился нами путем сравнения стандартных отклонений в дружеских, конфликтных и амбивалентных диадах со стандартным отклонением по каждому фактору в масштабе всей выборки в целом. Разумеется, что при сравнении только двух типов диадных отношений (дружеских и конфликтных) друг с другом процедура была бы значительно проще, а результаты – более «контрастными». Однако мы предприняли более сложный вариант в целях «чистоты опыта».
Диады характеризуются следующим образом.
При сопоставлении дружеских диад с общей выборкой установлено, что стандартное отклонение значений экспансивности в совокупной выборке имеет значимые отличия от средней разницы данного показателя у представителей дружеских диад (p<0,05). По принципу гетерогенности (взаимного дополнения).
По социометрическому статусу установлена значимая (p<0,01) однородность у представителей дружеских пар. Это свидетельствует о том, что дружеские пары образуются чаще всего из военнослужащих, обладающих равным статусом. При этом дружеские диады чаще включают представителей разной экспансивности. Следовательно, чаще дружат между собой одинаковые по социальному статусу и преимущественно разные по показателям экспансивности военнослужащие.
Определены личностные факторы, значимо влияющие на психологическую совместимость военнослужащих в первичных подразделениях.
Для дружеских пар наибольшее значение (р<0,01) имеет различие между военнослужащими по фактору N – «искусственность-естественность». Военнослужащий с высокой оценкой по данному фактору хорошо ориентируется в социальных ситуациях, проницателен в отношении мотивов поведения сослуживцев, ведет себя расчетливо, в общении с товарищами держится корректно, умеет соблюдать необходимую социальную дистанцию. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о слабых социальных умениях военнослужащего.
Вторым по значимости является фактор Е – «доминантность-конформность», по которому также отмечается значимая (р<0,05) гетерогенность в дружеских парах. Интерпретация данного явления аналогична предыдущему: доминантные военнослужащие берут под свою опеку ищущих поддержку конформных, подчиняющихся членов коллектива. Последние же обеспечивают удовлетворенность доминантных военнослужащих в реализации лидерских потребностей. Обе стороны получают выигрыш от взаимодействия.
Весьма важно отметить, что существует значимая отрицательная корреляция р<0,01 между факторами N и Е. Таким образом, те, кто обладает выраженной доминантностью не имеют навыков успешного социального взаимодействия и наоборот. Поэтому гетерогенность данных факторов обеспечивает партнерам взаимовыгодное сотрудничество. При этом, указанные факторы оказывают значимое влияние на экспансивность. Выявлены значимые на уровне р<0,05 положительная корреляция фактора N и отрицательная – фактора Е с уровнем экспансивности. Оба описанных первичных фактора входят в состав вторичного лидерство-подчинение (ф2). Учитывая, что гетерогенные, взаимодополняющие отношения доминантности-конформности обеспечивают баланс в иерархической структуре группы, мы считаем их необходимым условием для психологической совместимости «по вертикали».
Обнаружено значительно большее количество факторов, сочетание по которым у представителей дружеских пар характеризуется преимущественной гомогенностью. Большая часть из этой группы факторов (F, Н, O, Q4) относятся к компонентам классического вторичного кеттелловского фактора «тревожность - адаптивность»: «Тревожностью принято называть отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости каких-то поисков, переходящие в ажиотацию возбуждения непродуктивного, демобилизующего характера. Исследования тревожности показали, что хотя ее уровень существенно зависит от обстоятельств, каждый человек имеет свой характерологический уровень тревоги, вокруг которого происходят ее колебания при изменении окружающей обстановки. Рассматриваемый фактор второго порядка как раз и выступает в качестве такого показателя личностного уровня тревожности».[x] Обратным полюсом данного фактора является адаптивность. Согласно нашим расчетам, военнослужащие с выраженной тревожностью пользуются меньшим уважением и авторитетом у сослуживцев, особенно у обладающих выраженными адаптивными чертами, в то время как адаптивные личности более успешны в социальном взаимодействии в целом, особенно при контактах с аналогичными по адаптивным характеристикам.
Анализ конфликтных диад выявил следующие их особенности.
Показатели социальной экспансивности и статуса военнослужащих оказывают определенное влияние на взаимные негативные выборы в первичных воинских подразделениях. Для них р=0,0275 и р=0,064 соответственно. Это говорит о том, что конфликтуют друг с другом преимущественно представители, во-первых, разных по статусу и, во-вторых, одинаковых по экспансивности групп.
Среди личностных факторов психологической несовместимости (конфликтности) наиболее значимым (р<0,01) в воинских коллективах является гетерогенность по фактору F – «сургенсия (беспечность)-десургенсия (озабоченность)». Отметим, что он же является для «конфликтеров» единственным, значимым на уровне р<0,01. Положительный полюс данного фактора интерпретируется как простота и оптимистичность, незначительный опыт угроз, наказаний и запретов, легкое отношение к жизни по принципу «здесь и теперь» и вера в удачу. Отрицательный полюс определяется как высокая ответственность, трезвый и серьезный подход к жизни, стремление к тщательному планированию, высокая ригидность и медленное принятие решений в конкретной ситуации. Пары таких военнослужащих испытывают бессознательный конфликт «отцов и детей», когда одним кажется, что другие поверхностно, несерьезно относятся к жизни, а последние обвиняют первых в том, что они все чрезмерно усложняют. Как показало исследование, конфликт по данному фактору перетекает из области социального в область профессионального взаимодействия. Люди, разные по данному фактору должны быть изолированы от тесного долговременного взаимодействия, тогда как непродолжительное сотрудничество может быть полезно как средство профилактики «социальной монотонии».
Значимыми для образования конфликтных диад на уровне р<0,05 является гетерогенность по факторам A «аффектотимия-шизотимия», G «сила сверх-Я – слабость сверх-Я», H «пармия-тректия», O «гипотимия –гипертимия» и Q4 «фрустрированность-нефрустрированность». Все эти факторы имеют друг с другом значимые корреляции и входят во вторичный фактор «Адаптивность». И несмотря на то, что значимость гетерогенности самого фактора «адаптивность» всего лишь р = 0,06 мы можем сделать вывод о том, что конфликтуют чаще всего военнослужащие с разной способностью к адаптации, прежде всего – социальной. Высокая вероятность ошибки данного вывода в 6% обусловлена массой ситуативных средовых воздействий, которые невозможно исключить при проведении полевого естественного эксперимента.
Отклонения по факторам лидерства-подчинения в конфликтных парах, хотя и имеют тенденцию к преимущественной гомогенности, не являются значимыми по сравнению с отклонением по выборке. Таким образом, мы приходим к выводу, что основная доля конфликтов лежит в плоскости «горизонтальных» отношений и зависит преимущественно от неспособности к эффективному взаимодействию военнослужащих с различным уровнем тревожности-адаптивности. Одинаковые лидерские особенности конфликтующих лишь подчеркивают проблему, делают конфликт открытым, видимым, по крайней мере, для непосредственных участников конфликтов.
В ходе анализа амбивалентных диад установлено значимое различие между партнерами по данному типу взаимодействия разницы в уровне социальной экспансивности. Весьма высокое значение t-критерия р<0,01 говорит о том, что при разнице в уровне экспансивности между взаимодействующими членам воинского коллектива складываются отношения, характеризующиеся следующими особенностями. Во-первых, высокоэкспансивные стремятся к расширению своих социальных контактов через вовлечение в них замкнутых, низкоэкспансивных товарищей. При этом они действуют достаточно корректно, вследствие чего не ожидают и, как правило, не встречают резкой негативной ответной реакции. Результатом является стремление продолжать активное взаимодействие и высокая степень удовлетворенности им. Во-вторых, со стороны низкоэкспансивных наблюдается нежелание идти на активные контакты, и, в то же время невозможность открыто заявить протест по поводу них, в силу общего позитивного настроя партнера. Все это создает общий негативный эмоциональный фон по отношению к высокоэкспансивным товарищам и определяет отрицательное к ним отношение.
Амбивалентные пары не имеют значимого сходства или различия по статусу, следовательно, данный показатель не оказывает определяющего влияния на их формирование.
Амбивалентность во взаимоотношениях в наиболее значимой степени определяется личностным фактором L «протенсия-алаксия (подозрительность-доверчивость)». Выявлено значимое на уровне р<0,01 различие между военнослужащими по данному фактору в диадах с подобным типом взаимоотношений. Социальный опыт, склонность к соперничеству и независимости не позволяют людям с высоким значение фактора L верить в бескорыстную преданную дружбу, в то время как лица с низким значением данного фактора считают всех людей доброжелательными, не ожидают от них враждебности и могут оказывать бескорыстную помощь даже малознакомым людям. Чувствуя в таком поведении подвох, воины L+ проявляют максимальную степень настороженности и в ответ на положительный дают, в большинстве случаев, отрицательный выбор.
Факторы F и Q4 также значимо влияют на амбивалентный характер диадных взаимодействий. Гетерогенность по фактору F «беспечность-озабоченность» уже описана нами ранее для конфликтных диад. Отметим лишь, что значимость данного фактора для амбивалентных отношений меньше, чем для конфликтных (р<0,05). Следовательно, чем значительнее различие по данному фактору, тем сильнее взаимное непонимание и выше вероятность открытого конфликта.
Влияние фактора Q4 «фрустрированность-нефрустрированность» на амбивалентность взаимоотношений такое же как и на конфликтность в диадах (р<0,05). В этом случае мы можем говорить о неблагоприятном взаимодействии представителей разных полюсов данного фактора, которое, в случае равных статусов выливается в открытое противостояние, а в случае разных – в амбивалентность.
Из числа вторичных факторов для амбивалентности наибольшее значение, хотя и с недостаточной достоверностью, (р=0,06) имеет гетерогенность по фактору 2 «лидерство-подчинение». Данный показатель свидетельствует о том, что лидеры охотно идут на контакт с подчиняющимися, а последние, зачастую, негативно оценивают свой характер взаимодействия с ними и дают лидерам отрицательные выборы.
Анализ амбивалентных диад, показал, что психологическая несовместимость, сформировавшаяся в горизонтальной плоскости из-за гетерогенности (несоответствия) параметров тревожности-адаптивности, не может быть компенсирована за счет баланса лидерства-подчинения. В данном случае формируются преимущественно амбивалентные отношения, которые нельзя признать оптимальными для каждой из взаимодействующих сторон.
Таким образом, в состав личностного профиля психологической совместимости на уровне межличностных (диадных) взаимоотношений входят личностный фактор тревожности-адаптивности, обеспечивающий совместимость «по горизонтали» и фактор лидерства-подчинения, обеспечивающий совместимость «по вертикали».
Учитывая, что субъектами взаимодействия, а, следовательно, и совместимости, могут быть как отдельные военнослужащие, так и ПВП, на основе разработанного профиля межличностной совместимости возможно описание группового профиля психологической совместимости, как характеристики, обеспечивающей ассимиляцию группой новых членов при совпадении и отторжение – при несовпадении группового и личностного профиля.
Для определения группового профиля нами были сопоставлены групповые индексы психологической совместимости (среднее количество сделанных и полученных социометрических выборов в подразделениях со средним, низким и высоким индексами психологической совместимости) со стандартным отклонением по вторичным факторам «Тревожность-Адаптивность» и «Лидерство-Подчинение» в каждой группе (рис.6).
Рис. 6. Соотношения личностных профилей военнослужащих в ПВП с различными индексами психологической совместимости
Значимость различий по исследованным факторам между группами с различным индексом психологической совместимости была рассчитана с помощью корреляционного анализа по Спирмену и составила р<0,01 для фактора «Тревожность-Адаптивность» и р<0,05 для фактора «Лидерство-Подчинение».
Таким образом, ПВП с составом военнослужащих, сходных по личностным фактрам тревожности-адаптивности» и преимущественно различных по лидерству-подчинению имеют наибольший индекс психолгической совместимости и, следовательно, являются наиболее совместимыми. И наоборот, в подразделениях, где военнослужащие обладают разными значениями фактора тревожность-адаптивность и одинаковыми значениями лидерства-подчинения, индекс психологической совместимости низкий. Именно в таких подразделениях наиболее часто возникают межличностные конфликты между военнослужащими на почве неуставных взаимоотношений. Именно здесь проблема психологической совместимости проявляется особенно остро.
В подразделениях с выраженной гетерогенностью по обоим факторам отношения носят преимущественно амбивалентный хараткер и также нуждается в коррекции за счет перекомплектования. Гомогенность по двум факторам обусловливает средние (нейтральные) отношения и не несет в себе проблемы несовместимости.
Проведенное квазиэкспериментальное исследование комплектования ПВП с учетом психологической совместимости показало, что экспериментальные подразделения, укомплектованные по принципу гомогенности фактора «Адаптивность-Тревожность» и гетерогенности фактора «Лидерство-Подчинение» значимо отличаются от контрольных подразделений более высоким индексом психологической совметсимости, что обеспечивает более благоприятный социально-психологический климат и, как следствие более высокую эффективность совместной жизнедеятельности (табл. 2).
Таблица 2
Соотношения показателей психологической совместимости экспериментальных и контрольных групп
Показатели |
Подразделения |
Спец.наз. |
Охраны |
Обеспеч. |
Всего |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
Стандартное отклонение Ф1«Тревожность-Адаптивность» |
0,70 |
0,84 |
0,82 |
1,14 |
0,76 |
1,31 |
0,76 |
1,10 |
Стандартное отклонение Ф2 «Лидерство-Подчинение» |
1,14 |
0,99 |
1,36 |
0,86 |
1,14 |
0,47 |
1,21 |
0,77 |
Психологическая совместимость |
0,66 |
0,52 |
0,50 |
0,34 |
0,40 |
0,14 |
0,52 |
0,33 |
На гистограммах (рис. 7 и 8) представлено соотношение показателей отклонения по факторам 1 и 2 (групповые профили совместимости ПВП), а также обусловленный ими индекс психологической совместимости в подразделениях.
Рис. 7 Соотношение факторов психологической совместимости
в контрольных группах.
Рис. 8 Соотношение факторов психологической совместимости в контрольных группах.
III. Основные теоретические выводы
1. Значительное количество правонарушений в войсках, снижение эффективности совместной воинской деятельности во многом обусловлено неэффективно действующей на сегодняшний день системой комплектования на уровне первичных воинских подразделений. Одним из неиспользуемых на сегодняшний день резервов повышения эффективности комплектования является учет психологической совместимости как фактора оптимизации данной деятельности.
2. Психологическая совместимость, рассматриваемая как фактор комплектования ПВП – это свойство личности военнослужащего, являющееся результатом сочетания устойчивых характеристик одного субъекта взаимодействия с другим и отражающее его эмоциональную удовлетворенность взаимодействием с ним.
3. Обоснована концептуальная модель психологической совместимости, включающая в качестве определяющего, личностный уровень взаимодействия военнослужащих, а также взаимосвязь социальных функций взаимодействия и оказания поддержки с устойчивыми личностными характеристиками - личностными чертами военнослужащих. На основе данных черт с помощью процедуры факторного анализа выделяются вторичные факторы, которые необходимо использовать для комплектования первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости.
4. Типология психологической совместимости, включает типы: 1 «взаимосовместимые, 2 «личностносовместимые», 3 «группосовместимые», 4 «несовместимые». Наиболее благоприятные взаимоотношения складываются у военнослужащих с контрастными по экспансивности и подобными по статусу сослуживцами.
6. В качестве основных детерминант совместимости выступают сходство (подобие, гомогенность) личностного фактора «тревожность-адаптивность» и различие (контраст, гетерогенность) личностного фактора «лидерство-подчинение».
7. Условием психологической совместимости военнослужащих при комплектовании новых ПВП является взаимосоответствие личностных профиля потенциальных членов ПВП. Условием психологической совместимости при доукомплектовании существующих подразделений является соответствие личностного профиля потенциального члена подразделения групповому профилю ПВП.
8. Система критериев оптимальности комплектования ПВП включает технологический критерий – меру взаимосоответствия личностных профилей членов подразделения, объективный внешний критерий – уровень межличностной конфликтности, субъективный внешний критерий – степень эмоциональной удовлетворенности совместной жизнедеятельностью членов ПВП.
IV. Практические рекомендации
Целесообразно использовать результаты проведенного исследования для систематизации и конкретизации управленческих воздействий в интересах решения задачи оптимизации комплектования первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости. С этой целью предлагается:
- органам военного образования рассмотреть возможность включения в курс «Военная психология и педагогика» тематического блока «Психология комплектования первичных воинских подразделений»;
- органам воспитательной работы в системе командирской подготовки с офицерами звена рота-батальон изучать методику прогнозирования и оценки психологической совместимости в подразделениях, а также учить офицеров использовать полученные данные для принятия решений о комплектовании подразделений; при проведении комплексных проверок подразделений и частей оценивать качество работы должностных лиц по комплектованию первичных подразделений, учитывая психологическую совместимость военнослужащих;
- органам военной печати подготовить и издать методические рекомендации органам военного управления «Комплектование первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости»;
- командирам, заместителя по воспитательной работе, психологам соединений и частей, группам и специалистам профессионального психологического отбора в целях обеспечения психологической совместимости военнослужащих в ПВП учитывать ее ведущие факторы и использовать разработанную и апробированную в ходе исследования комплексную программу комплектования первичных подразделений.
В качестве перспективных можно выделить направления дальнейшего исследования:
- изучение динамики психологической совместимости военнослужащих в ПВП;
- применение новых психодиагностических методик для оценки индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, оказывающих влияние на совместимость личности в малой группе;
- исследование психологической совместимости малых групп, выполняющих профессиональные задачи в ходе выполнения задач военной службы, в том числе и в боевой обстановке.
Данные направления могут быть реализованы в исследованиях других категорий личного состава различного функционального предназначения.
V. Публикации по теме диссертации
- Соционика как метод комплектования первичных подразделений курсантов / Депон. статья. Инв.№ 4263. – М.: ЦВНИ МО РФ, 2000. –25 с. (1,25 п.л.)
- Влияние типа информационного метаболизма на психологическую совместимость военнослужащих в первичных подразделениях. // Материалы III Всероссийского съезда РПО «Психология и культура». – СПб., 2003. –5 с. (0,25 п.л.)
- Психологическая совместимость как предмет научного исследования. // Сборник научных статей адъюнктов. –М.: ВУ, 2004. – 19 с. (1 п.л.)
Общий объем публикаций – 2,5 п.л.
[i] Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М., 1979. – С.210.
[ii] «По данным Главного военного прокурора РФ А. Савенкова, неуставные взаимоотношения и уклонение от военной службы составили за 2002 год около половины от всех преступлений, совершенных военнослужащими. Более 2 тыс. российских военнослужащих привлечены к уголовной ответственности за нарушение устава в части взаимоотношений». Интернет-издание Regions.ru 9.02.2003 г.
[iii] Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 50.
[iv] См., например: Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 1981; Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. – М., 1984.
[v] См., например: Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. – М., 1984; Федотов В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1987.
[vi] См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 2001.
[vii] Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002.
[viii] См.: Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений. // Человек и общество. Вып.7., Л., 1970.
[ix] Указанные формулы см., напр.: Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – С-Пб., 2001. – С. 230-234.
[x] Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985. – С. 98.
|