Немушкин А.В.,
Сыромятников И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Важной составляющей профессионализма офицеров является их способность к эффективному взаимодействию с другими субъектами в различных условиях и ситуациях деятельности. В большинстве случаев эффективность такого взаимодействия связана с коммуникативными способностями военного специалиста, отражающими его умение выбирать, устанавливать и поддерживать для достижения профессиональных целей наиболее адекватный конкретной ситуации стиль общения, основанный на уважительном отношении и учете личностных особенностей собеседника. Вместе с тем анализ войсковой практики свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых особенно молодыми офицерами в ситуациях общения и взаимодействия с подчиненными и старшими начальниками. Данные проблемы приобретают свою специфику в зависимости от личностных особенностей и характера деятельности офицера.
Для специалиста социально-культурной деятельности Вооруженных Сил РФ его коммуникативные качества и способности являются важным фактором актуализации воспитательного потенциала проводимых в рамках данной деятельности мероприятий. Они выступают необходимым условием «инструментального» сопровождения и координации различных аспектов мероприятий социально-культурной деятельности (СКД) в целях формирования у военнослужащих адекватной эмоционально-образной и когнитивной основы для осмысления и принятия ключевых идей, способствующих становлению патриотического сознания защитников Родины и всестороннего развития их личности. В этой связи выявление путей и средств совершенствования коммуникативной компетентности специалистов СКД во многом определяется пониманием ее психологической природы и особенностей. Следует отметить, что психологическими особенностями ситуаций общения специалистов СКД являются: ограничение возможности использования «административного ресурса» в процессе взаимодействия с военнослужащими в силу гуманитарного профиля специальности; высокая интенсивность разнопланового общения с различными категориями людей в процессе подготовки и проведения массовых мероприятий СКД, предполагающая гибкую смену коммуникативных стратегий и ролевых позиций; опосредованность ситуаций общения с аудиторией разнообразными техническими средствами, позволяющими усиливать фасилятивный эффект речевого воздействия на эмоционально-чувственные и когнитивно-смысловые компоненты личности военнослужащих.
В научном плане изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования и развития нашло свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов. Так, разработке теоретических основ и организационно-методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств и способностей были посвящены исследования Зимней И.А. (1974), Леонтьева А.А. (1976), Петровой В.Г. (1976), Петровской Л.А. (1986), Ханина Ю.Л. (1986), Яценко Т.С. (1990), Емельянова Ю.Н. (1991), Куницыной В.Н. (1991), Кабрина В.И. (1994), Рыжова В.В. (1995), Тимофеева Ю.П. (1995), Гришиной Н.В. (1996), Знакова В.В. (1996), Кудрявцевой Г.А. (1998) и других авторов.
Исследование закономерностей, психологических механизмов и особенностей проявления и совершенствования коммуникативных качеств и умений военнослужащих были предметом изучения военных психологов: Анцупова А.Я. (1994), Шипилова А.И. (1993), Мягкова Ю.И. (1994), Ламанова И.А. (1997), Синеока В.В. (1997) и др. в связи с обоснованием психологических условий предупреждения и разрешения межличностных конфликтов; Девятко В.В. (1990), В. В. Дударева, А.И. Емелина (1999) при обосновании теоретико-методических аспектов и выявлении условий эффективности формирования и развития различных элементов социально-психологической компетентности военнослужащих; Гончарова А.И. (1991), Слаквы С.П. (1996) в связи с выявлением стилеобразующих факторов эффективности общения военного руководителя; Ильина Н.Ф., Скрипникова А.П. при изучении влияния общения на личность курсанта; Абдурахманова Р.А. (1994), изучавшего психологические трудности в общении у ветеранов боевых действий и возможности их коррекции; Кандыбович С.Л. (1995), Безушко О.Я. (2000) при изучении влияния управленческого общения на эффективность деятельности подчиненных военнослужащих; А.Г. Караяни, А. И. Китова, П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, А.В. Мощенко, В.Ф. Перевалова, Э.П. Утлика и др. авторов при исследовании и обосновании психологических условий и механизмов формирования социально-психологических аспектов управленческой компетентности военных кадров.
Вместе с тем необходимо отметить, что в психологической науке на сегодняшний день проблема изучения особенностей коммуникативной компетентности офицеров гуманитарного профиля, являющихся представителями т.н. социального типа профессий в ВС РФ, к которому и относится специалист СКД, проанализирована недостаточно. Отсутствие научно обоснованных данных по этой проблеме не позволяет выработать адекватные программы формирования и развития коммуникативной компетентности у специалистов СКД. Кроме того, в практике профессиональной подготовки данных специалистов в военных вузах специальная целевая установка на формирование и совершенствование коммуникативных качеств будущего офицера в достаточной степени не представлена. Отсутствуют и научно обоснованные специальные программы их развития непосредственно в ходе учебных занятий и повседневной жизнедеятельности.
Данные обстоятельства обусловили необходимость проведения специального исследования, позволяющего выявить и описать наиболее релевантные специфике деятельности специалиста СКД пути и средства совершенствования его коммуникативной компетентности как важнейшего элемента профессионализма офицера в целом.
Наиболее значимыми для реализации основных целей исследования для нас были теоретические положения, представленные в концепциях Л.С.Выготского о комплексном характере взаимодействия факторов социальной ситуации и их развивающем потенциале; А.Г. Караяни о взаимообусловленности внутренних и внешних компонентов целевого психологического ресурса в обеспечении личностно-профессионального развития человека; В.Н.Мясищева о системе отношений и иерархии детерминируемых ею личностных качеств, обусловливающих индивидуализированный характер социально-психологического взаимодействия с окружающими людьми; Л.А. Петровской о теоретико-методических предпосылках и основных стратегиях целенаправленного развития компетентности в общении; В.Д. Шадрикова о приобретении личностными качествами человека свойств оперативности в процессе освоения конкретного вида деятельности.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование и развитие коммуникативной компетентности специалиста СКД ВС РФ в процессе их подготовки в вузе может быть реализовано за счет создания профессионально ориентированной среды коммуникативного взаимодействия с ее направленностью на: а) совершенствование или коррекцию компонентов неэффективных стилей общения и выбираемых неадекватных ролевых позиций; б) поощрение тенденций к реализации диалогичности в коммуникативном взаимодействии; в) расширение арсенала владения коммуникативными приемами и навыками самодиагностики; г) обеспечение достаточно полной информационной основы профессиональной деятельности и участие в реальных мероприятиях СКД в качестве их организатора.
Исследовательская работа (констатирующий и формирующий эксперимент) проводилась в 2000-2003 г.г. в профессиональных образовательных учреждениях г. Москвы (Военный университет, Современный гуманитарный университет) и воинских частях Московского военного округа. Общая выборка испытуемых составила более трехсот человек.
Осуществленный теоретический анализ проблемы позволил определить коммуникативную компетентность как обусловленную а) предыдущим опытом взаимодействия с другими людьми, б) уровнем развития способностей и в) индивидуальными чертами личности совокупность коммуникативных стратегий (мотивационный компонент) и средств (знаний, умений, навыков), применяемых в конкретной ситуации межличностного, группового и публичного общения в целях реализации основных его функций (сообщения информации, восприятия и оценки, организации взаимодействия и влияния). При этом основными параметрами, позволяющими различным исследователям относить те или иные элементы (психические образования, процессы и свойства, условия среды и ситуации общения) к коммуникативной компетентности и факторам ее формирования, объединяя их в отдельные блоки или компоненты, на наш взгляд, являются следующие дихотомии отношений:
- потенциальное – актуальное;
- ситуативное – постоянное;
- процессуальное – результативное;
- направленность на себя – направленность на собеседника;
- изучение, понимание – управление;
- учет – игнорирование интересов собеседника.
Первая характеризует оперативность актуализации и дифференцированность сформированных функциональных систем, обеспечивающих реализацию коммуникативных действий, направленных на решение задач общения. В этом плане личностные черты представляют базисный уровень, предполагающий ресурсное обеспечение и ценностно-мотивационное регулирование стратегии и тактики общения, а знания и навыки общения – непосредственное инструментальное обеспечение коммуникативных действий.
Вторая дихотомия характеризует диапазон ситуаций и условий общения, в которых применяются освоенные коммуникативные стили, приемы и средства общения. В данном случае, используя терминологию Л.С. Выготского, правомерно говорить о социальной ситуации развития (ССР), как наиболее широком диапазоне, включающем многообразное соотношение внешних факторов среды и внутренних предпосылок, взаимодействие которых способствует решению задач общего личностного и психического развития человека. Взаимодействие в рамках социальной ситуации развития со значимым другим происходит в многочисленных актах общения, протекающих в конкретных условиях и направленных на реализацию специфических задач данного взаимодействия. Названные элементы (задача, условия, субъекты общения) в своей совокупности образуют актуальную ситуацию общения как составной элемент социальной ситуации развития.
Третья дихотомия (процессуальное – результативное) характеризуется смещением акцента в конструировании структуры коммуникативной компетентности в зависимости от степени взаимосвязи включаемых в нее элементов с процессом реализации коммуникативного акта или его результатом (успешностью в том числе). В этой связи просматривается тенденция к практическому совпадению некоторых черт (элементов) коммуникативной компетентности с теми частными задачами и функциями, условием реализации которых она как раз и является. В этой связи необходимо отличать внешнюю сторону общения и психологическую структуру, отражающую наличие адекватных психологических средств для реализации коммуникативных действий и поведения в целом.
Четвертая дихотомия (направленность на себя – направленность на собеседника) ориентирована на подчеркивание тех составных элементов КК, которые отражают объектную направленность познавательно-управленческих процедур субъекта общения. В первом случае (направленность на себя) объектом данных действий является сам коммуникатор, а элементами КК, реализующими эти действия будут рефлексивные навыки самооценки и саморегуляции. Во втором случае речь идет о способностях и навыках социальной перцепции, связанной с распознаванием особенностей личности собеседника, других людей, оценкой и прогнозированием их поведения в процессе общения.
Следующая (пятая) дихотомия (изучение, понимание – управление, воздействие) указывает на приоритетную значимость и удельный вес в общей структуре КК компонентов, реализующих задачи познания, изучения, понимания партнера, либо компонентов, ориентированных на изменение его мыслей, суждений, эмоционального состояния, намерений.
И, наконец, шестая дихотомия (учет – игнорирование интересов собеседника) предполагает подчеркивание в структуре КК тех ее элементов, которые связаны с мотивационными и стилевыми особенностями, отражающими манипулятивные либо эмпатийно-диалогические коммуникативные стратегии и тактики, применяемые субъектом для реализации своих целей в ходе его взаимодействия с другими людьми.
Иерархия предлагаемых для описания коммуникативной компетентности характеристик создает неповторимую конфигурацию (архитектонику) элементов, отражающую их значимость и векторную направленность на решение в ходе взаимодействия задач конкретных общения.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что коммуникативная компетентность специалиста СКД рассматривается как интегральная способность личности к оценке ситуации, партнера по общению, собственного коммуникативного потенциала (коммуникативные способности, знания, умения, навыки, опыт) в контексте решаемой профессиональной задачи, и к выбору на этой основе конструктивных способов ее решения и приемов коммуникативного взаимодействия. В представленном определении следует указать на понимание четкого разделения между внутренними личностными предпосылками, являющихся условием реализации задач общения и теми психическими образованиями, которые являются продуктом целенаправленной работы по совершенствованию коммуникативных способностей человека. Соответственно о формировании коммуникативной компетентности специалиста СКД в условиях профессионального обучения следует говорить как о процессе актуализации и усиления тех компонентов учебно-профессиональной среды, которые значимо связаны с внутренними предпосылками. Являясь психическим новообразованием, коммуникативная компетентность рассматривается как результат целенаправленного воздействия на определенные (связанные с КК в качестве ресурсов–реализаторов) психические процессы, состояния и свойства.
Уточнение сущности коммуникативной компетентности позволило представить ее структуру, ориентирующую на понимание основных акцентов в работе по ее совершенствованию. Структура коммуникативной компетентности специалиста СКД включает умения и навыки: межличностного восприятия и оценки ситуации общения (перцептивный компонент), самоанализа и самооценки своего поведения в процессе общения (рефлексивный компонент), выбора адекватных средств межличностной коммуникации, управления процессом общения и регуляции собственного поведения (поведенческий компонент).
Свое выражение коммуникативная компетентность находит в избираемом специалистом СКД стиле общения и ролевых коммуникативных позициях, обусловленных доминирующими мотивами и целями взаимодействия и характеризуемых относительно устойчивыми экспрессивными особенностями и коммуникативными действиями в конкретной ситуации общения. При этом коммуникативная позиция отражает установки специалиста относительно приемов достижения целей общения и личности собеседника, особенности социального и личностного статуса в коллективе, а также собственные притязания, реализация которых осуществляется в процессе применения определенного стиля общения и взаимодействия с другими субъектами. В этой связи в научной литературе описаны, например, позиции в общении «сверху», «на равных», «снизу», «позиция неучастия».[1] Данные позиции во многом отражают следующие основные стратегии, реализуемые человеком в процессе общения: а) содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей совместной деятельности; б) противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ними действий, идущих вопреки партнерам по взаимодействию; в) уклонение от взаимодействия, т. е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников совместной деятельности для достижения общих целей (А.Л. Журавлев).
Под стилем общения нами понимается индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. Смена ролевой позиции, как правило, сопровождается и сменой стиля общения, поэтому стиль общения можно рассматривать как инструментальную форму выражения определенной позиции. Анализ психологических исследований позволяет заключить, что в стиле общения находят свое выражение: а) особенности коммуникативных способностей человека; б) проявление сложившегося отношения к собеседнику; в) доминирующая мотивация и направленность личности (например, на себя, на других людей, на дело); г) учет или игнорирование интересов собеседника; г) выражение уровня собственного достоинства и др. характеристики.[2]
Показателями уровня развития коммуникативной компетентности специалиста СКД, подлежащими выявлению в ходе исследования, являлись: успешность реализации доминирующих функций коммуникативного взаимодействия (перцептивной, интерактивной, информационной) и собственных целей в общении; вариативность применяемых коммуникативных приемов и адекватность избранного стиля и ролевой позиции; отсутствие конфликтно-деструктивных элементов протекания и завершения процесса общения. При этом высокий уровень развития коммуникативной компетентности специалиста СКД, коррелируя с психологическим эффектом мероприятий культурно-досуговой работы, проявляется в:
- в положительной направленности интеракций и отсутствии реакций игнорирования, манипулирования, преобладании диалогической формы взаимодействия (т.е. в отношении к другому человеку как ценности, как к активному соучастнику взаимодействия) и общей стратегии содействия (в отличие от стратегий ухода и противодействия);
- в высоком уровне самооценки своего статуса в общении и общей удовлетворенности контактом с собеседником (аудиторией);
- в вариативности применяемых коммуникативных приемов и адекватности избранного стиля и ролевой позиции ситуации общения.
Применение ряда методов (наблюдение, тестирование, экспертное оценивание, групповая оценка личности, социометрия и др.) позволили не только выявить общий уровень, но также динамику и факторы развития КК у будущих офицеров в процессе их обучения в вузе. Было показано, что тенденцией, характеризующей динамику становления и развития структуры коммуникативной компетентности специалиста СКД, является постепенный переход от усвоения социально-психологического знания, формирования когнитивных основ оценки окружающих, выработки индивидуального социально-перцептивного эталона, к оценке на этой основе себя и самоуправлению в общении. К числу наиболее значимых факторов формирования и развития коммуникативной компетентности специалиста СКД относятся:
- личностные: уровень социально-психологической осведомленности специалиста СКД по проблемам общения и профессиональных знаний; уровень развития социального интеллекта; человековедческая направленность личности (эмпатия, общительность, альтруизм); речевая грамотность; преобладающий тип установок на фрустрации в общении;
- социально-психологические: характер преобладающих норм и эталонов общения в ближайшем социальном окружении специалиста СКД; обеспечение участия военнослужащих в подготовке, проведении и участии в мероприятиях, актуализирующих коммуникативные способности; наличие и адекватность развивающих программ содержанию ситуаций профессионального взаимодействия.
Результаты исследования свидетельствуют, что уровень коммуникативной компетентности специалистов СКД не соответствует уровню сложности, решаемых ими задач, а задача формирования у них КК в ходе профессиональной подготовки не является предметом обязательной специальной рефлексии должностных лиц, организующих процесс профессионального сопровождения указанных специалистов. Это подтверждается данными относительно общего уровня развития КК у различных групп специалистов СКД (курсантов и офицеров), а также приоритетом тех критериев оценки успешности курсантов, которые сложились в практике работы с ними у соответствующих должностных лиц (руководства факультета, начальников курсов, курсовых офицеров). Специалист СКД с началом самостоятельной профессиональной деятельности вынужден устранять дефицит не только профессиональных знаний и умений, но и тех навыков, которые предполагают успешную реализацию служебных функций в ходе взаимодействия с различными субъектами, - то есть навыков общения. Во многих случаях это сопровождается снижением уровня собственной самооценки, стремлением «обойти» неудобные для себя ситуации общения, что неминуемо ведет к сужению сферы профессиональной активности данного специалиста.
Учитывая данные обстоятельства, нами была разработана и реализована в ходе формирующего эксперимента комплексная программа развития коммуникативной компетентности у курсантов Военного университета, обучающихся по специальности «социально-культурная деятельность». Принимая во внимание, что учебно-воспитательный процесс (УВП) вуза обладает значительным развивающим потенциалом именно вследствие «приближенности» учебной среды к профессиональной деятельности по целому ряду аспектов, основной задачей программы являлось усиление (а в некоторых случаях - проектирование и создание) тех элементов УВП, которые бы по ряду параметров воссоздавали бы развивающую социальную среду.
Основными задачами реализуемой программы развития коммуникативной компетентности являлись:
а) исследовательско-диагностические:
- психологическое изучение исходного уровня развития коммуникативных способностей и навыков, в том числе трудностей, испытываемых будущими специалистами СКД в различных ситуациях общения;
- выявление личностных предпосылок курсантов, обусловливающих эффективность общения и высокий уровень развития их коммуникативной компетентности;
- выявление и использование развивающего потенциала образовательной среды военного вуза для совершенствования психологического обеспечения формирования коммуникативной компетентности специалистов СКД в ВС в ходе их профессиональной подготовки;
б) развития личностного потенциала курсантов:
- формирование у курсанта психологического антропоцентрического мировоззрения и достаточного уровня его общей социально-психологической культуры;
- формирование «Я-концепции» будущего специалиста СКД, в которой бы значимое место принадлежало позитивной самооценке собственных коммуникативных качеств на основе понимания и признания их роли в построении оптимальных взаимоотношений с другими людьми, достижении целей профессиональной деятельности и саморазвития личности;
- развитие высокого уровня эмпатии (вчувствование в психологию другого человека) и профессиональной позиции, обеспечивающей личностно-центрированное взаимодействие с другими субъектами.
- стимулирование мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию, развитие личностных качеств, характеризующих позитивизм, конструктивность восприятия другого человека как личность, достойную уважения, как равного партнера по общению.
в) развития операциональных навыков общения:
- ознакомление курсантов с нормативной моделью профессиональной деятельности специалиста СКД для уяснения основных ситуаций и задач профессионально-ролевого общения его с другими субъектами;
- освоение приемов и техник общения, формирование навыков самодиагностики уровня развития коммуникативной компетентности, повышение адекватности ее самооценки, выявление и коррекция неадаптивных способов взаимодействия с сослуживцами;
г) организационно-методические:
- координация усилий различных должностных лиц и комплексирование учебно-воспитательных мероприятий, способствующих совершенствованию навыков ролевого общения у будущих специалистов СКД;
- овладение должностными лицами навыками диагностики уровня развития коммуникативных способностей и их проявления в межличностных ситуациях общения курсантов.
Проведение формирующего эксперимента охватывало три этапа. Подготовительный этап включал в себя предварительное тестирование и входное анкетирование курсантов, участвующих в эксперименте. Данные тестирования предполагали выяснение степени развития коммуникативных умений, а также уровня развития психологических качеств личности. На основе результатов входного тестирования были определены возможности по использованию отдельных методических средств, необходимых для оптимизации выявленных психологических характеристик у курсантов экспериментальной группы. Основной этап включал непосредственное применение методических средств и процедур, входящих в единый методический комплекс эксперимента. Логика применения этих средств отражала общую динамику формирования КК, изложенную выше (формирование целей и информационной основы, формирование исполнительной части, закрепление и перенос навыков в «поле»). На заключительном этапе проводилось изучение степени эффективности проведенного эксперимента
В качестве зависимой переменной выступали конкретные проявления КК, позволяющие определить общий уровень ее развития и соотносимые с основными ее компонентами – рефлексивным, перцептивным, поведенческим. Конкретными показателями эффективности формирующего эксперимента являлись: изменения в уровне владения коммуникативными техниками, динамика рейтинга (статуса) военнослужащего по коммуникативным параметрам в системе МЛО и служебной оценке прямыми начальниками; изменение уровня конфликтности в коллективе; изменение общей модальности восприятия и оценки членов коллектива друг друга; удовлетворенность курсантов произошедшими с ними изменениями в период участия в эксперименте.
В качестве независимой переменной выступала совокупность методик и процедур, обеспечивающих актуализацию развивающего потенциала образовательной среды военного вуза за счет совершенствования организационно-технологических и социально-психологических аспектов, значимо влияющих на совершенствование КК курсантов как будущих специалистов СКД.
В целом система методических средств экспериментальной работы охватывала следующие методические комплексы, выделяемые по признаку однородности типа методик и решаемых задач (см. таблицу 1):
- методический комплекс психотехнологического анализа, включающий процедуры и средства изучения и оценки собственного уровня развития КК, особенностей профессиональной деятельности специалиста СКД, формы проявления его коммуникативной компетентности в различных ситуациях профессионального взаимодействия, определение индивидуализированного варианта совершенствования КК у конкретного участника эксперимента, оценку социально-психологических особенностей курсантского коллектива и развивающего потенциала различных подсистем учебно-воспитательного процесса, а также ежедневные и еженедельные рефлексивные процедуры участников эксперимента, направленные на оценку эффекта развивающих процедур, выработку модельных представлений об эталонном стиле собственного общения с учетом имеющихся способностей и уровня развития психологических качеств личности.
- методический комплекс обучения, представленный плановыми учебными занятиями (лекции, семинары, практические занятия) в рамках изучаемых курсов, дискуссиями (в рамках СПТ), направленными на освоение теории процессов и психотехнологий общения, профессионального взаимодействия специалистов СКД различного уровня по всему спектру профессиональных проблем, инструкторско-методическими занятиями с курсовыми офицерами и начальниками курсов по вопросам развития их личной психолого-педагогической компетентности и методического обеспечения экспериментальных процедур;
- методический комплекс воспитания, предполагающий внедрение и уточнение в системе оценки успешности курсантов критериев, характеризующих качество взаимоотношений с сослуживцами, соблюдение культурных норм общения, активность в подготовке и личном участии в мероприятиях воспитательной работы, культурно-досуговых мероприятиях;
Таблица 1.
Система методических комплексов формирующего эксперимента
Методические
комплексы |
Элементы
методических комплексов |
Основная направленность на развитие коммуникативной компетентности |
рефл. |
перц. |
повед. |
психотехнологического анализа |
тестирование |
+ |
|
|
самодиагностика |
+ |
|
|
рефлексивные процедуры |
+ |
|
|
соц.-псих. изучение коллектива (наблюдение, беседа, социометрия) |
|
+ |
|
просмотр учебных видеофильмов |
+ |
+ |
|
обучения |
лекции, семинары |
|
+ |
|
практические занятия |
|
+ |
+ |
групповая дискуссия |
+ |
+ |
+ |
инструкторско-методические занятия курс. офицерами |
|
+ |
|
просмотр учебных видеофильмов |
+ |
+ |
|
воспитания |
рейтинговые оценки |
+ |
|
|
мероприятия КДР и ВР |
|
|
+ |
развитие мотивации конструктивного сотрудничества |
+ |
|
|
научной работы |
участие в исследовании проблем эффективной коммуникации |
+ |
+ |
|
тренинговых процедур |
видеотренинг |
+ |
+ |
|
ролевая игра |
+ |
+ |
+ |
упражнения по развитию сензитивности |
|
+ |
|
психотренинг |
|
|
+ |
психологического и психофизиологического обеспечения |
психологическое консультирование |
+ |
|
+ |
упражнения психофизического восстановления |
|
|
+ |
беседа |
+ |
|
|
культурной интеграции и воссоздания профессионального контекста |
совместные КД мероприятия, установление шефских связей |
|
+ |
+ |
посещение воинских частей |
+ |
+ |
|
выступления и обмен опытом представителей учреждений культуры |
+ |
|
|
- методический комплекс тренинговых процедур, объединяющий в рамках СПТ упражнения на развитие сензитивности, ролевые и деловые игры, техники и приемы психической саморегуляции состояний;
- методический комплекс психологического и психофизиологического обеспечения, ориентированный на профилактику негативных последствий социально-психологического и личностного характера в виду возможной радикализации групповых процессов, неблагоприятных тенденций в самооценке отдельных курсантов, на овладение навыками психофизического восстановления после нагрузок, а также осознание возможности получения каждым участником эксперимента психологической помощи по поводу проблем, возникающим в связи с новым видением перспектив своего служебно-профессионального роста;
- методический комплекс культурной интеграции и воссоздания профессионального контекста, включающий участие курсантов в организации и проведении совместных культурных мероприятий с представителями других вузов, посещение войсковых частей и приглашение их представителей для обмена опытом проведения СКД, в ходе которых отрабатывались навыки, формируемые в ходе специальных тренинговых процедур.
Общая линия развития коммуникативной компетентности у будущих офицеров состояла в содействии переводу коммуникативного потенциала личности специалиста СКД (социально-психологические знания, потребность в общении, особенности отношения к людям, альтруистические тенденции, опыт ролевого поведения и пр.) в оперативный план проявления посредством целенаправленного развивающего воздействия на структурные компоненты коммуникативной компетентности (рефлексивный, перцептивный, поведенческий).
При этом моделирование условий, содержательного контекста и затруднений, испытываемых специалистом СКД, было направлено на актуализацию в условиях обучения тех психических ресурсов (знаний, эмоций, мотивов), которые способствуют формированию новых образований, приобретающих качества индивидуализированной адекватности решаемым в каждом конкретном случае задачам. Формирующее воздействие было ориентировано на элементы КК, отсутствующие в данный момент в ее психологической структуре, но необходимые в реальном профессионально-ролевом взаимодействии. Развивающее воздействие направлено на элементы, не соответствующие по уровню своего развития (выраженности в общей иерархии) установленному эмпирически эталонному профилю КК специалиста СКД. Коррекционные воздействия касались тех элементов психологической структуры КК, которые являются противопоказанием к успешной реализации взаимодействия специалиста СКД с другими субъектами в рамках выполнения им своих профессиональных функций.
Анализ результатов, полученных после проведения эксперимента, позволяет говорить о его эффективности. Статистически значимые отличия получены по большинству показателей, включающих как данные самооценки, так и результаты экспертного оценивания. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует о значимых отличиях по оцениваемым показателям.
Таблица 2.
Сравнительные результаты экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп после проведения эксперимента
Показатели |
ЭГ |
КГ |
Критерий (t) Стъюдента |
Уровень значимости |
1. Степень адекватности самооценки собственного уровня развития КК |
0,67 |
0,45 |
8,04 |
< 0,01 |
2. Уровень самооценки владения коммуникативными навыками |
3,72 |
3,37 |
2,48 |
< 0,05 |
3. Динамика рейтинга (статуса) военнослужащего по коммуникативным параметрам в подразделении (на курсе) |
5,21 |
2,97 |
6,32 |
< 0,01 |
4. Публичное изложение проекта мероприятий КДР в воинской части:
а) содержание
б) интерес |
3,61
3,79 |
3,12
3,26 |
7,21
8,35 |
< 0,01
< 0,01 |
в) логичность и аргументированность |
4,22 |
3,83 |
6,92 |
< 0,01 |
5. Изменение уровня конфликтности в коллективе |
37
|
26
|
2,32 |
< 0,05 |
6. Изменение общей модальности восприятия и оценки членов коллектива |
4,1 |
3,4 |
3,72 |
< 0,01 |
Важное диагностическое значение для определения позитивной динамики КК имеет то, насколько будущий специалист СКД осознает нормы и соответствующие им признаки эффективной коммуникации, являющиеся эталонами для осознания и оценки собственных коммуникативных качеств и умений. В этом плане возрастание количества признаков, характеризующих успешность процесса общения, отражаемых курсантами в процессе наблюдения за действиями участников эксперимента, нашло свое выражение в повышении адекватности самооценки уровня развития КК, а также в большей дифференцированности социально-перцептивного эталона. Кроме того, повышению адекватности самооценки КК участников ЭГ способствовало расширение информационной основы по проблеме эффективной профессиональной коммуникации, а также проводимые в процессе эксперимента процедуры группового обсуждения проблемы КК специалиста СКД (см. таблицу 2).
Адекватность самооценки КК, как результат соотнесения собственного уровня развития коммуникативных умений и навыков с нормами и требованиями профессиональной деятельности оценивалась посредством сравнения двух рядов признаков, образуемых экспертной оценкой относительно уровня развития КК участника эксперимента и самооценкой самого курсанта. Сравнение признаков осуществлялось посредством применения коэффициента корреляции (r) Пирсона. В представленной таблице отражена динамика, характеризующая позитивные изменения адекватности профессиональной самооценки участников ЭГ.
Таблица 3.
Сравнительный анализ адекватности самооценки коммуникативной компетентности участников ЭГ до и после проведения эксперимента
Оцениваемый показатель |
Адекватность самооценки КК
(коэффициент корреляции
Пирсона) |
Критерий Стьюдента (t) |
Уровень значимости |
До эксперимента |
После эксперимента |
Экспериментальная группа |
0,45 |
0,67 |
8,27 |
< 0,01 |
Для оценки сформированности информационной основы КК, а также дифференцированности социально-перцептивного эталона оценки партнера по общению проводилось сравнение между ЭГ и КГ по количеству информационных признаков, выделяемых ими в процессе коммуникативного взаимодействия относительно допускаемых ошибок и затруднений собеседника и своих. Отражение данных признаков участниками ЭГ и КГ представлены в таблице 3.
Таблица 3
Среднее количество информационных признаков, выделяемых в ситуации коммуникативного взаимодействия представителями ЭГ и КГ
Информационные признаки |
Группы испытуемых |
|
ЭГ |
КГ |
Признаки, характеризующие собственное поведение |
5,37 |
3,95 |
Признаки, характеризующие поведение собеседника |
3,72 |
2,56 |
Как мы видим, сравнение результатов представителей различных групп (ЭГ и КГ) обнаружило тенденцию к возрастанию числа информационных признаков, выделяемых курсантами в процессе взаимодействия с собеседником. Это может свидетельствовать о приобретении когнитивной информации, полученной в ходе теоретического освоения проблем эффективной коммуникации, функционального, более оперативного, а значит - индивидуализированного характера. Функциональность отражения информации объясняется дополнением информационного комплекса признаков образно-оперативной информацией, позволяющей специалисту СКД соотносить поведенческие паттерны собеседника с опорными (стимульными) коррелятами внутренних эмоций и состояний, усвоенных на теоретическом уровне.
Другим изменением, характеризующим воздействие эксперимента, явилась позитивная динамика самооценки владения различными группами коммуникативных умений. Так, наиболее значимые «приращения» у испытуемых экспериментальной группы получили умения и навыки самооценки, распознавания невербального поведения партнера, навыки конструктивного отказа, публичного выступления и др. Кроме того, зафиксированы изменения в количестве ошибок, допускаемых курсантами в ситуации профессионального взаимодействия с собеседником.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что, лежащие в его основе теоретические положения и организационно-методические средства и процедуры являются адекватным средством совершенствования коммуникативной компетентности специалиста СКД в ВС РФ.
В ходе исследования уточнена система критериев и показателей, а также методических средств, обеспечивающих их выявление, которые могут применяться в процессе диагностики и самодиагностики определения уровня развития коммуникативной компетентности, а также личностных качеств, обеспечивающих ее успешное развитие.
Уточнены основные цели, направления, систематизированы и представлены методы и приемы совершенствования коммуникативной компетентности специалистов СКД в условиях профессионального обучения. Показано, что основными условиями, обеспечивающими действенность экспериментальной работы являются: обеспечение профессиональной направленности содержания осваиваемых коммуникативных технологий, создание профессионального контекста тренинговых процедур, моделирование ситуаций, релевантных будущей деятельности; обеспечение достаточно полной информационной основы будущей профессиональной деятельности специалиста СКД; активность обучаемых, включение их личного опыта; многопозиционность коммуникативного процесса обучаемых, включение в него рефлексивных процедур процессуального и результативного характера; комплексное воздействие на компоненты среды УВП вуза в целях усиления развивающих возможностей всех видов работы (учебной, методической, научной, воспитательной); внедрение в систему рейтинговой оценки параметров коммуникативной готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности.
Результаты и выводы исследования о содержании и структуре коммуникативной компетентности, условиях, влияющих на ее эффективную реализацию и развитие, могут быть использованы должностными лицами, организующими руководство их профессиональной подготовкой.
[1] Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: МГУ, 1990.
[2] Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.; Слаква С.Г. Стиль общения в социально-психологической адаптации выпускников командных академий Вооруженных Сил. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.
|